Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.
В ДОУ цель трудового воспитания — это формирование позитивного отношения к труду. Педагоги формируют у детей понимание ценности и социальной значимости труда, а также развивают и усовершенствуют элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
В младших группах малыши вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность: элементарные навыки обслуживания самого себя; развитие базовых навыков хозяйственного труда в бытовой сфере (уборка группы, комнаты, участка) и труд в природе. В старших группах трудовое воспитание усложняется согласно возрасту и наполняется несколько другим содержанием, добавляется ручной труд (дежурства по столовой и в уголке природы, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек).
В ДОУ в трудовой деятельности выделяются:
- Труд в природе. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
- Хозяйственно-бытовой труд. Данный вид труда предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию и т. д.).
- Ручной труд. Дети изготавливают из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, изготовляют простейшие игрушки из различных материалов.
- Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
В основе этих умений лежат именно трудовые навыки, которые формируют самостоятельность, целеустремленность, прилежание. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд способствует развитию внимания, мышления, сообразительности, умения планировать свою работу. Так же дети познают мир социальных отношений между людьми, получают знания о профессиях, об орудиях труда, приобретают навыки работы с ними. |