главная> доступная среда
Доступная среда
«Доступная среда» – государственная программа, призванная облегчить жизнь людей с инвалидностью и маломобильных граждан, и предоставить им возможность максимально интегрироваться в общество (утверждена постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. No 363).Она предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В нашем детском саду дети с особыми потребностями воспитываются совместно с обычными детьми. Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в детском саду требует специальных условий, в первую очередь безбарьерной среды. Мы оборудовали вход на территорию видеодомофонами, вход в здание – пандусом.
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидов и лицами ОВЗ
В ДОУ оборудованы группы компенсирующей направленности, логопедические кабинеты. Дети с ОВЗ и инвалидностью занимаются по адаптированным образовательном программам дошкольного образования. Это требование Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минпросвещения от 03.07.2020 № 373).
При составлении адаптированной образовательной программы специалисты учитывают индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации и заключение территориальной ПМПК и ППк детского сада, а также рекомендации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
При создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида, а также следующие принципы при организации непосредственно – образовательной деятельности:
- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- чередование видов деятельности;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
- подбор специального дидактического материала
В ДОУ имеется музыкальный зал, оснащенный необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми – инвалидами по художественно – эстетическому направлению.
В группах предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную деятельность. Ежегодно среда групп пополняется современным игровым оборудованием. Имеются игрушки для развития мелкой моторики, тактильного, слухового и зрительного восприятия, мышления и речи, материалы для изобразительного творчества, При необходимости развивающая среда ДОУ будет обновляться с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей – инвалидов.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В детском саду специально оборудованной библиотеки не предусмотрено
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами ОВЗ
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале в имеется необходимое оборудование и спортивный инвентарь для проведения физкультурно-оздоровительной работы.
Оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и организации двигательной активности, в том числе для детей групп компенсирующей направленности. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием, Физическое развитие детей направлено на развитие таких физических качеств как координация и гибкость (способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма), крупной и мелкой моторики рук, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
Специального оборудования и инвентаря для детей инвалидов и детей с ОВЗ не предусмотрено.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами ОВЗ
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения воспитательно-образовательной деятельности, относятся, в соответствии с ФГОС, к условиям реализации основных программ дошкольного образования. Это учебно-методические, материальные, дидактические ресурсы, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Все пространство помещений предназначенных для детского контингента доступно детям, в том числе детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Игрушки, дидактический материал, игры для поддержания и развития игровой деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте - на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку инвалиду и ребенку с ОВЗ самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы. При оснащении групп учебно-дидактическим и игровым материалом учитываются требования полифункциональности, трансформируемости, вариативности, безопасности. Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ имеется коррекционное оборудование: мягкие модули, мягкие маты, «сухой бассейн», массажные мячи, набивные мячи, «дорожки здоровья», Су-Джок массажеры, большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики, логопедические кабинеты оснащены специальным оборудованием и инструментарием для постановки речи.
Специальные условия питания
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ.
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.
Специальные условия охраны здоровья
Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние детского сада соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями.
В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
- в соответствии с программой работы детской поликлиники проводятся медицинские осмотры детей врачами - специалистами.
- организовано динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами ОВЗ не предусмотрен.
В детском саду создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует официальный сайт.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте детского сада создана альтернативная версия сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, в которых обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат и количество жилых помещений в них, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Общежитие и интернатные группы в структуре детского сада не предусмотрены.