В настоящее время очень остро стоит проблема эмоционального благополучия детей. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Большую часть своего дошкольного времени ребенок проводит в ДОУ. Здесь он развивается как интеллектуально, так и психически. В процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. И от того, на сколько будет эмоционально благополучно пребывание ребенка в ДОУ, зависит его будущее отношение с окружающими в жизни людьми.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия). В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно-пространственной развивающей среды. В каждой возрастной группе нашего детского сада воспитатели создали «Уголок настроения».
«Уголок настроения» нужен для того, чтобы научить детей разбираться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Благодаря этому дети с самого раннего возраста понимают, что любой человек имеет право на весь эмоциональный спектр – от радости и счастья, до обиды и гнева. Такой уголок поможет научить детей справляться с негативом и не позволять ему копиться внутри.
Предлагаем Вашему вниманию посмотреть обзорную экскурсию по оформлению таких уголков в разных группах нашего детского сада. При их оформлении воспитатели проявили фантазию и изобретательность. В каждом уголке настроения есть своя изюминка, каждый по-своему интересен. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.
В старшей группе № 11 нашего детского сада воспитатели, Ивашкина И.Н. и Тюмкаева О.Н., творчески подошли к оформлению «Уголка настроения».
Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у ребёнка, они создали условия для благополучного эмоционального климата в детском коллективе.
Игра «Волшебный стульчик» служит для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти у ребёнка. Воспитатели используют игру «Волшебный стульчик», если замечают, что кто-то из детей загрустил. Грустному ребенку предлагают присесть на стульчик, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стульчику, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.
«Зеркало моего настроения» способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Ребёнок видит себя в зеркало и рассказывает о себе всё хорошее - с помощью мимики учится понимать своё состояние и настроение товарищей.
«Подушка-обнимушка» позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах, фантазиях.
«Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые помпончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкие палочки, кусочки шелковой и бархатной ткани и т.д. Ребенок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом «Что это? Угадай!»
«Коробка примирения» - это коробка с отверстиями с двух сторон, которая служит одним из способов помириться. Дети вставляют руки в отверстия и пожимают их друг другу, произнося «мирилку».
Узнать эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря уголку «Моё настроение» в средней группе № 8, который оформили воспитатели Голованова Т.В. и Сайфулина Е.И. Каждый кармашек уголка соответствует определённой эмоции: я спокоен, мне весело, мне грустно, я злюсь, я не хочу общаться. Дети помещают в кармашек свои звездочки-фотографии, соответствующие его настроению. Ребёнок в течение дня может подходить и менять положение своей фотографии в зависимости от своего настроения. Воспитателю это помогает увидеть, какое эмоциональное состояние каждого ребёнка и скорректировать свою воспитательную работу: предложить игру ребёнку, пообщаться с ним, побеседовать, вовлечь в сюжетную игру.
Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, которые каждый ребенок воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.
В каждой группе ДОУ педагоги стремятся создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Наши педагоги уверены, что «Уголок настроения» – это настоящий помощник воспитателя при создании позитивного микроклимата в группе, чтобы каждый ребенок мог развиваться и быть счастливым!
|