«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д.С. Лихачёв.
Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в дошкольном возрасте очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.
Педагоги нашего детского сада знакомят детей с понятием «край». Для ребёнка это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город, природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Это и краеведческие сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Направления работы по краеведению разнообразны.
Это тематические и познавательные рассказы, беседы, сопровождённые наглядным материалом;
развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;
чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребёнка к истории, археологии, географии, природе; прогулки, экологическая тропинка для общения с природой, погружения в её мир живого.
Ещё одно важное условие в работе по краеведению – создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, повышает качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Знакомясь с малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос. А это так важно в наше время! |